Во время ночного погружения любитель, занимающийся видео- и фотосъемкой, подводный охотник, дайвер, в обязательном порядке должен иметь под рукой фонарь. Общепринятые правила (стандарты PADI) гласят, что аквалангисту следует брать с собой под воду три фонаря: проблесковый, запасной и основной.
Фонарь на батарейках весьма удобный для использования, так как ему не нужна подзарядка, он способен функционировать в течении трех часов. Но основным минусом является то, что такие фонари имеют небольшую мощность, максимум 5 Вт. Поэтому их в основном применяют как запасные.
А вот фонарь на аккумуляторах обладает хорошей мощностью, от 15 до 100 Вт, способен работать более длительное время чем батареечный, у него хорошая светопередача. Основной недостаток аккумуляторов в том, что они требует периодической подзарядки.
Первый вид имеет два корпуса, один из них служит местом расположения включателей и оптики, а в другом находится питание. Соединение между двумя корпусами происходит с помощью электрокабеля.
Вторая разновидность фонарей состоит из одного корпуса, в котором располагается лампочка, включатель, рефлектор, батарея питания. Двухкорпусные подводные фонари из-за массивности батареи имеют габаритные размеры, но при этом большую мощность. При этом лампочку с рефлектором закрепляется на шлеме подводника, или он держит ее в руках, а корпус с питанием обычно крепят на снаряжении. У такого рода фонарей имеется модульная конструкция сменных блоков: рефлекторов, оптики, питания. Для дайверов, которые занимаются исследованием подводных пещер, фото- и видеосъемкой, большую роль играет как крепится фонарь. Габаритные и мощные фонари прикрепляются при помощи специальных ручек, маленькие снабжены прищепками. Все это освобождает руки подводника.
За последние годы популярность получили налобные фонари, из названия которых понятно, что их закрепляют на голову аквалангиста.
Фонари для дайвинга малой мощности чаще всего изготавливают из пластика и наоборот, для мощных используют металл, обычно это алюминий. Места соединения деталей являются самым слабым местом, сквозь которое внутрь может попасть вода. Во избежании подобного производители используют резиновые или силиконовые уплотнители. Поэтому каждый аквалангист, который производит замену батареек или аккумуляторов, должен следить чтобы не потерять прокладки.